ПНП "Образование"

 Обучение детей с ОВЗ в формате инклюзивного образования в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» 

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы Вологодская область в составе 36 регионов является федеральной экспериментальной площадкой по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих сов-местное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

В настоящее время в Чагодощенском муниципальном районе в МБОУ "Чагодская средняя общеобразовательная школа" cоздаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здание  и основные  помещения и комфортного пребывания в школе:

- центральный вход в школу оборудован пандусом;

- реконструирована входная зона в здание школы,   фойе, туалетные комнаты,  некоторые кабинеты, переоборудован запасный выход;

- устранена разница в уровнях полового покрытия между крыльцом школы, тамбуром и фойе, между рекреацией и учебным классом;

- реконструированы и переоборудованы туалетные комнаты для мальчиков и девочек (устройство специальных кабин для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, включая поручни);

- учебный класс оборудован освещением над классной доской.

Планируется поступление специального оборудования для детей-инвалидов.

В  2015  году  планируется создание универсальной безбарьерной среды в МБОУ «Сазоновская средняя общеобразовательная школа».

 Дистанционное образование детей-инвалидов

 

Принципы организации дистанционного  образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды), являются:

-         добровольность участия детей-инвалидов в проекте;

-         обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;

-         обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;

-         адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;

-         создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте.

Реализация проекта.

Реализация проекта в Чагодощенском муниципальном районе осуществляется с 2010-2011 учебного года.  В настоящее время в проекте участвуют 2 школьника. Детям-инвалидам из числа участников проекта за счет бюджета проекта во временное пользование предоставляются: 

  •        специализированная компьютерная и периферийная техника;
  •        доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
  •        авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика;
  •        иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.

Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. Детям-инвалидам предоставляется возможность дополнительно осваивать выбранные общеобразовательные курсы в рамках Регионального базисного учебного плана с использованием элементов дистанционного обучения и специально разработанных образовательного контента (ресурса) и компьютерной системы (платформы) дистанционного образования.  

Обучение осуществляется на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей-инвалидов и пожеланий родителей (законных представителей).

Обучение в рамках часов, отведенных на обязательные занятия примерным учебным планом, осуществляется штатными педагогами-предметниками общеобразовательного учреждения, в контингент которого зачислены дети-инвалиды.

Занятия по выбору обучающихся по общеобразовательным курсам с использованием элементов дистанционного обучения и специально разработанных образовательного контента (ресурса) и компьютерной системы (платформы) дистанционного образования осуществляются сетевыми педагогами в рамках часов, отведенных примерным учебным планом на занятия по выбору с использованием дистанционных образовательных технологий. С 2013 года на базе МБОУ «Чагодская средняя общеобразовательная школа» функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

Использование в учебном процессе специализированного образовательного ресурса (контента) обучающимся и педагогом-предметником должно быть направлено на улучшение восприятия учебного материала путем расширения дидактических возможностей «традиционных» образовательных технологий и социализации за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности. 

В реализации проекта на добровольной основе могут принимать участие обучающиеся из числа детей-инвалидов, которым дистанционное образование не противопоказано по состоянию здоровья. 

Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Сегодня остро стоит проблема образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Традиционные условия организации образования детей – инвалидов не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования.

Можно констатировать, что кроме отсутствия качественного образования дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

-       нарушение связи с миром;

-       недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;

-       ограниченный доступ к информационным ресурсам;

-       недоступность общения с природой, культурными ценностями и др.

Кроме таких факторов как состояние здоровья и особенности психического развития, этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно.

Поэтому мероприятие приоритетного национального проекта «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» актуально и помогает решению ряда проблем.

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Информатизация образования

Компьютеризация школ осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2011-2015 годы» (подпрограммы «Информатизация образования», «Ресурсное обеспечение региональной системы образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта»), где особое внимание уделено приоритетным направлениям системной информатизации образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет. Сегодня в образовательном процессе используются 196 компьютер (из них 139 ноутбуков), 19 мультимедиа-проекторов, 12 интерактивных досок. Все 8 школ района подключены к сети Интернет и имеют сайты. В МБОУ «Чагодская средняя общеобразовательная школа» создан медиацентр с выходом в Интернет.

Во всех  8 общеобразовательных учреждениях  внедрена  автоматизированная система управления образованием (АИС. БАРС.Образование.) с целью обеспечения оказания в электронной форме государственных (муниципальных) услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».