СТУЧАТ ПО РЕЛЬСАМ КОЛЁСА ПОЕЗДОВ

В среду, 2 августа, в музее истории и народной культуры состоялось торжественное мероприятие, посвящённое сразу двум юбилеям железной дороги района: 90-летию станции Чагода и 75-летию станции Огарёво.

Сотрудники музея Анна Соболева и Ирина Павлова поведали гостям занимательную историю появления в середи- не XIX века железных дорог в России, а также в нашем районе.

В Чагодощенском районе строительство железнодорожной ветки Тургош – Чагода началось со строительства механизированного стеклозавода в местечке Белый Бычок: полгода шли споры о целесообразности строительства железнодорожной ветки да и самого завода, но уже в 1927 году начала свою работу станция Чагода, название которой было предложено первым стрелочником Фёдором Сергеевым.

Осенью 1941 г. Чагодощенский район стал прифронтовым, и 8 ноября 1941 г. началось строительство ветки от станции Чагода. Появилась станция Огарёво: так тупи- ковая линия была продлена до узловой станции Кабожа и разгрузила северную железную дорогу, задыхавшуюся с началом войны от нарастающего потока грузов и людей.

Строили дорогу части 15-й и 30-й железнодорожных бригад, спецформирования НКПС и полевое строительство НКВД под командованием полковника Морозова. Местное население было мобилизовано для подвозки стройматериалов, привоза и переплавки леса, а в механическом цехе стеклозавода изготовлялись скобы и болты, в лесотарном – шпалы. За 21 день дорога длиной почти 50 км была построена. Новая ветка соединила Северную и Октябрьскую железные дороги и открыла кратчайший путь к Ленинградскому и Волховскому фронтам.

В советский период станции работали на всю мощность в круглосуточном режиме: принимали и отправляли по пять пар поездов в смену – грузовых и пассажирских, а штат станций был по 30 человек. Станция Чагода имела своё оборотное локомотивное депо, дом отдыха локомотивных бригад, столовую. Билетная касса работала по предварительной продаже билетов на все направления. Через станцию Огарёво проходил поезд Хвойная-Вологда с прицепным вагоном до Вологды, а, сделав пересадку в Чагоде, можно было доехать до Ленинграда. Грузовые поезда отправлялись от станций с бутылкой и оконным стеклом, произведёнными стекольными заводами, известковой мукой из местных карьеров. По станциям производилась выгрузка дров и сырья для заводов.

На сегодняшний день в коллективе станции Чагода 23 человека – это составители поездов, дежурные по станции, дежурные стрелочного поста, приёмосдатчики груза и багажа и работники пути.

Станция принимает и отправляет по 2 пары поездов: здесь грузят лес, стеклобутылку, выгружают песок, стеклобой, шлак для стеклозавода, бензин и дизельное топливо. Уникальна станция Чагода тем, что здесь до сих пор применяются семафоры – «динозавры», истреблённые почти полностью в 1970-х годах.

Станцию Огарёво обслуживают 7 человек: дежурные по станции, дежурные стрелочного поста и приёмосдатчик. На станции, в основном, ведётся погрузка леса и выгрузка щебня. Сейчас работу людям облегчают компьютеры и спутниковая связь.

Поздравить железнодорожников в преддверии профессионального праздника в этот день пришёл глава района Александр Косёнков.

-Люди, посвятившие жизнь работе на железной дороге, всегда имели уважение и авторитет у земляков: их отличают надёжность, ответственность и профессионализм, - сказал Александр Владимирович. Также глава района отметил важную роль железной дороги в экономике района во все времена и наградил лучших работ- ников. Почётными грамотами главы района были награждены машинист тепловоза Андрей Житов, дежурные по станции Чагода Ирина Зорина и Татьяна Чертова. Также благодарностью и благодарственными письмами были отмечены и другие работники станций Чагода и Огарёво.

Слова признательности в адрес железнодорожников звучали в этот день от главы посёлка Сазоново Ольги Леонтьевой и временно исполняющей обязанности главы администрации посёлка Чагода Марии Федорик, которые также вручили почётные грамоты и благодарственные письма лучшим работникам.

Председатель совета ветеранов Нелли Григорьевна Соколова поздравила с юбилеями и профессиональным праздником работников и ветеранов железной дороги и вручила цветы Анне Ивановне Соловьёвой – ветерану-железнодорожнику и участнику Великой Отечественной войны.

Начальник станций Чагода и Огарёво Наталья Рулёва выразила признательность за добросовестный труд своим коллегам и поблагодарила за безаварийную работу.

Много добрых слов и пожеланий услышали в этот день «железные люди» - так они часто называют сами себя. От лица дирекции управления движением Октябрьской железной дороги лучшим из лучших были вручены почётные грамоты и объявлены благодарности, а ветераны-железнодорожники получили памятные подарки.

В завершение мероприятия все с большим интересом рассматривали коллекцию железнодорожных фонарей, собранную машинистом тепловоза Александром Чистяковым, и сделали фото на память.

Екатерина ТУБОЛЬЦЕВА, газета "Искра"

08:25
103